Посмертный баланс в исламе

Photo: West Kamokuna Volcano (Hawaii) by Laszlo Kestay

В исламе нет промежуточной остановки в виде Чистилища. Баланс добрых и злых дел будет сводиться после смерти, без шанса на искупительно-исправительные работы. Ибн Хазм [994-1064 гг. н.э.] кратко излагает ортодоксальную теологическую точку зрения следующим образом:

Те, кто совершает тяжкие грехи, насколько это дозволено Богом, и затем умирает, продолжая их совершать (т.е. не раскаявшись), но чьи добрые и злые поступки уравновешиваются, и при этом они не совершили никакого дополнительного зла, прощаются и не несут никакой ответственности за содеянное. Возвышенный Аллах сказал: “Добрые дела отгонят злые дела”. (Q 11:114).

Ортодоксальное исламское богословие с большим трепетом относится к пенитенциарной экономике доктрины Равновесия. У мусульман-суннитов большим уважением пользуется вероучительный текст имама Абу Джафара ат-Тахави. Ибн Аби аль-Изз в Commentary on the Creed of at-Tahawi подробно излагает фрагмент текста Тахави касающийся баланса прижизненных деяний:

Наказание Огнем отменяется по разным причинам. Я перечислю здесь более десяти причин, вытекающих из Корана и Сунны… Третьим средством прощения являются добрые дела, ибо за одно доброе деяние можно получить десять равных наград, а за одно злое деяние – только одно равное наказание. Поэтому горе тем, чьи наказания в соотношении один к одному превышают их десятикратное вознаграждение. Аллах сказал: “Добрые дела устраняют злые” [11:14], а Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Совершайте добро после зла, чтобы оно уничтожило последнее”.

На Аллаха надейся, а за балансом следи, потому что отработать-оттерпеть в Чистилище не выйдет. Мир создан для испытания твоей грешной задницы, а потому помни об Аде. Однако данные религиозных опросов свидетельствуют о том, что в мусульманском мире широко распространена универсальная человеческая черта – теологическая некорректность – следование убеждениям противоречащим традиционной доктрине. Например, вера в силу умерших предков широко распространена среди мусульман Африки к югу от Сахары (например, в Мали – 59%, в Сенегале – 58%), 77% мусульман в Индии верят в карму, а 27% – в реинкарнацию. В работе проводились количественные опросы (три исследования), в Иордании (n = 605 и n = 239) и Малайзии (n = 303), которые продемонстрировали распространенности доктрины чистилища (36% в Иордании и 69% в Малайзии), несмотря на ее противоречие с доктриной Равновесия, как она определяется исламской теологией.

Почему так? Возможно, это наша врожденная особенность обработки социального обмена, а именно тенденция к пропорциональности. В морализирующих религиях хорошие поступки вознаграждаются, а плохие – наказываются, как в этом мире, так и в загробном, причем в обоих случаях награды и наказания пропорциональны хорошим и плохим поступкам. Чистилище для душ – для сведения баланса тех, кто не заслужил прямого спасения.

Сразу же возникает вопрос, куда распределяют, если баланс свёлся строго поровну, ни в Ад, ни в Рай? Для таких неудачников есть специально отведенное место на стене отделяющей Джаханнам (Ад) от Джанната (Рая) – аль-Араф (Возвышенность). Сидеть свесив ножки, смотреть по обе стороны, куда ты не попал, попеременно радоваться и печалиться. И так очень, очень долго.

To Heaven through Hell: Are There Cognitive Foundations for Purgatory? Evidence from Islamic Cultures\

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer