Многие догадываются, что мозг очень ценен, не зря эволюция приложила немало усилий, чтобы защитить его от повреждений. Спрятанный в костяной коробке, мозг вдобавок окружен мозговыми оболочками (meninges) и спинномозговой жидкостью. Еще одним защитным элементом является гематоэнцефалический барьер (ГЭБ или blood-brain barrier, BBB). Как следует из названия, это барьер между кровеносными сосудами (капиллярами) мозга и клетками и другими компонентами, составляющими ткань мозга. В то время как череп, мозговые оболочки и спинномозговая жидкость защищают от физических повреждений, гематоэнцефалический барьер обеспечивает защиту от болезнетворных патогенов и токсинов, которые могут присутствовать в нашей крови.
BBB был открыт в конце XIX века, когда немецкий врач Пауль Эрлих ввел краситель в кровь мыши. К его удивлению, краситель проник во все ткани, кроме головного и спинного мозга. Это свидетельствовало о существовании барьера между мозгом и кровью, но только в 1960-х годах исследователи смогли использовать достаточно мощные микроскопы, чтобы определить физический слой гематоэнцефалического барьера.
“Все проблемы в голове”. Нейроваскулярные единицы (изображенные на рисунке), составляющие BBB, обслуживают “наше всё” — нейроны — благодаря которым мы вообще существуем. И если эта поддерживающая система идёт вразнос из-за стресса или сердечно-сосудистых заболеваний, то страдают когнитивные функции и память.
На рисунке:
Эндотелиальные клетки (розовые), астроциты (синие), перициты (желтые) и микроглия (серые).
Основными функциями ВВВ являются:
(А) поддержание гомеостаза мозга посредством очистки от метаболитов и токсинов;
и (В) обеспечение физического барьера, предотвращающего проникновение вредных молекул с периферии в мозг и регулирующего иммунный трафик.
Астроцитарные отростки находятся в оболочке пре- и постсинаптических нейронных компонентов синапсов, образуя трехсторонний синапс (C).
Высвобождение нейротрансмиттеров активирует рецепторы, связанные с G-белком (фиолетовый), на концевых ножках астроцитов, стимулируя высвобождение Ca2+ из внутриклеточных хранилищ, регулируя пре- и постсинаптические токи, а затем и когнитивные процессы. Нарушение целостности ВВВ, являющееся отличительной чертой ряда стрессовых расстройств и заболеваний мозга, влияет на когнитивные процессы через различные механизмы, связанные с нейроваскулярной единицей. Например, усиление периферического воспаления приводит к дисфункции сосудов и потере белков плотного контакта (tight junction), а также к усилению иммунной миграции в мозг (D).
Более того, измененное состояние астроцитов в трехстороннем синапсе может влиять на модуляцию синаптических токов и нейронные сети, связанные с познанием (E).
Наконец, отслоение перицитов и уменьшение покрытия кровеносных сосудов концевыми ножками астроцитов способствуют разрушению ВВВ, перемещению иммунных клеток и медиаторов воспаления в мозг и изменению нейронного сигналинга, что потенциально может привести к поведенческой и когнитивной дисфункции (F).
В статье можно подробнее почитать о том, как нейроваскулярная единица принимает участие в функционировании памяти, внимания и поведенческой гибкости.