Этот сезон подкаста представляет из себя авторский пересказ отдельных глав из книги Warnings: Finding Cassandras to Stop Catastrophes. Если есть возможность – обязательно прочитайте в оригинале. Totally worth it. Или можете удовольствоваться моим пересказом 🙂
Часть 1
Что вы помните об августе 2005 года? Жителям штатов Луизиана и Миссиссипи, он запомнился как приход урагана Катрины. Рождённая в Атлантике, созревшая над тёплыми водами Мексиканского Залива Катрина 29 августа обрушилась на юго-восточное побережье, нанеся, в итоге, ущерба на 125 миллиардов долларов и приведя к гибели почти 2 000 жертв. Особенно люто было в Новом Орлеане и его окрестностях, почти 80% города было затоплено. Десятки тысяч человек не смогли эвакуироваться и выживали в экстремальных условиях.
Штормы преследовали Город Полумесяца всегда. В 1722 году, всего через четыре года после его основания франко-канадцем сьером де Бьенвилем, поселение было фактически уничтожено штормововй волной высотой до трёх метров во время урагана. Уникальная топография Нового Орлеана, да и всего региона дельты Миссисипи, делает его особенно восприимчивым к экстремальным погодным условиям. А Городом Полумесяца (Crescent City) его называли за форму исторического центра на карте, построенного в изгибе Миссиссипи.
В 1927 году, после нескольких месяцев проливных дождей Миссисипи вышла из берегов на Среднем Западе и разрушила дамбы, затопив десятки тысячи квадратных километров, убив более двухсот человек и причинив материальный ущерб в размере 5 миллиардов долларов (в пересчете на сегодняшние деньги). Это было самое сильное наводнение в истории Америки. И вот тогда уже, Конгресс принял Закон о борьбе с наводнениями 1928 года и поручил Army Corps of Engineers построить систему дамб, шлюзов и дренажных бассейнов. Часть из них до сих пор сдерживает мощь реки Миссиссипи.
Кассандрой этого выпуска будет ученый Айвор ван Хирден, который занимался болотами и устьями рек начиная с 1969. В 1994 его взяли секретарем в Department of National Resources, где он должен был разрабатывать кратко- и долгосрочные решения по сохранению, поддержанию и восстановлению экосистем побережья.
Тут стоит упомянуть, что тамошние болота, или wetlands, сами по себе являются не только богатым и разнообразным биомом, но и естественным барьером для ураганов и эрозии. И этот уникальный биом начиная с 1930 годов, когда на побережье началась разработка и добыча нефти, повлекшая за собой бурение, прокладку дорог и трубопроводов, потерял миллионы акров территории. Той, которая, в буквальном смысле, принимала на себя основной удар шторма.
В то время в Луизиане была даже федеральная программа Coastal Wetlands Planning, Protection, and Restoration Act, консультантом которой назначили ван Хирдена. Звучала пафосно, но была полным провалом и после следующих выборов ее прикрыли, а ван Хирден негодуя уволился. Тем не менее, он все равно занимался восстановлением барьерных островов и прибрежных песчаных отмелей, которые действуют как болота, ослабляя воздействие штормового прилива (storm surge) ураганов, а также восстановление и рекультивацией тех самых исчезающих прибрежных болот.
В 1998 ван Хирдена нанял родной Louisiana State University в недавно созданный Hurricane Center. Еще через четыре года бюрократической волокиты, обивания порогов, выклянчивания денег и всего, что сопровождает любой государственный проект, была создана отдельная структура Hurricane Public Health Center, на которую даже выбили у губернатора достаточно денег, даже чтобы купить какой-то, на тот момент, суперкомпьютер для моделирования возможного урагана и его последствий. С помощью модели коллектив ван Хирдена просчитал устойчивость системы защиты от наводнения, возможные проблемы и ошибки, которые могут возникнуть во время массовой эвакуации, загрязнение и контаминацию почвы и грунтовых вод вызванные затоплением промышленных мощностей, и даже масштаб распространения инфекционных заболеваний следующих за бедствием.
Одной из основных проблем Нового Орлеана было то, что высота и качество дамб, которые модифицировали аж в 1965, согласно модели не была достаточно для сдерживания урагана 3 класса. Особенно, с учетом мягкой глинистой почвы, на которой они стояли. Позже, проведенное в 2005 расследование по результатам последствий, подтвердило правильность и обоснованость опасений. А другой проблемой было то, что после 9\11 администрация Буша бросила все силы на борьбу с терроризмом и поменяла концепцию распределения ресурсов и приоритетов. Federal Emergency Management Agency (FEMA), которая отвечала за подготовку к урагану, в том числе, отдали в распоряжение Department of Homeland Security. Это, кстати, та же структура, куда сослали в опалу Кассандру и героя нашей первой части подкаста, офицера Национальной Разведки Чарли Аллена. Как итог, FEMA теперь не отчитывалась напрямую президенту, и с бюджетом все стало не так радужно.
Тем не менее, в 2004 FEMA организует масштабные интеллектуальные менеджерские манёвры по подготовке организационных мероприятий к возможному урагану. С привлечением должностных лиц как регионального так и федерального уровня. Но и тут без зрады не обошлось – разрабатывать модельный сценарий поручили не ван Хирдену, который занимался этим уже годы, а отдали на сторону, по классике. От команды ван Хирдена попросили только вводные данные и анимацию. Как нетрудно догадаться, дальше все было так банально и жизненно, что не о чем особо рассказывать. Особого результата эти подготовительные учения не дали.
Ван Хирден с Коллективом просчитали всё, что только можно, включая эвакуацию старых, бедных и больных, у кого возникнет проблема с транспортом. Все логистические потребности в убежище, еде, воде и медикаментах, чего, куда и сколько. Когда ван Хирден спросил чиновников, позаботились ли они хотя бы о палатках – те удивленно вскинули бровь: “Палатки? Какие палатки?”. Стоит, однако, отметить, что на локальном уровне народ, в силу шкурного интереса, отнесся ответственнее. Тамошние МЧСники, Coastal Guards and Wildlife and Fisheries, благодаря усердной подготовке осуществили поисково-спасательные работы настолько хорошо, насколько это было возможно в их ситуации.
Летом 2005 провели еще каких-то два вялых workshop`чика, но боржом уж поздно было пить. Катрина двигалась через Мексиканский Залив к Новому Орлеану. Годы потраченные на уговаривание, убалтывание, советы, просьбы – все пошло по известному месту. О последствиях я рассказал в самом начале. Обидно и показательно то, что это ведь был далеко не первый сильный ураган, который они пережили. В 1965 это был ураган Бетси, в 1998 ураган Джордж, в 2002 ураган Айседора. Не помогло. Позже целый ряд расследований позже доказал вину Инженерного Корпуса Армии за проваленную организацию защиты города от шторма. Но, увы. Федеральные суды постановили, что по этому самому Flood Control Act 1928 года, Инженерный Корпус не может нести финансовую ответственность благодаря sovereign immunity – правовой доктрине, согласно которой суверен или государство не может совершить юридическое правонарушение и обладает иммунитетом от гражданского иска или уголовного преследования в своих собственных судах. Аналогичное, более сильное правило в отношении иностранных судов называется государственным иммунитетом (state immunity). В 2015 году Инженерный Корпус возвел новую систему дамб, но еще во время строительства, эксперты сказали, что для урагана уровня Катрины этого будет недостаточно. Все равно достроили, и может быть, в 2018 что-то исправили. Все как обычно.