Общая архитектура мотивации

Давайте взглянем на венец творения (то есть в зеркало) как на самонаводящуюся обезьяну. Если отбросить базовые физиологические потребности, такие как голод, жажда и терморегуляция, основные человеческие мотивы можно разделить на пять широких категорий адаптивных проблем:

1. Предотвращение и избегание физических опасностей;
2. Приобретение и увеличение ресурсов (включая “воплощенные” ресурсы, такие как знания и навыки);
3. Спаривание и размножение;
4. Отношения с родственниками; 
5. Отношения внутри и между группами. 

Посмотрим, как работает наша “система наведения” на примере системы привязанности у младенцев и детей, главная цель которой – поддержание близости и/или доступности ухаживающего лица (и конечная функция – обеспечить выживание ребенка в опасном мире). Эта система активируется при ощущении опасности или разлуки (с чувством тревоги разлуки, дистресса, одиночества) и успешно деактивируется при достижении близости и защиты (с чувством облегчения, комфорта и “ощущения безопасности”). Отсутствие прогресса в достижении близости может вызвать гнев и протестное поведение (например, плач, крик), в то время как длительный отказ системы приводит к печали и отчаянию.

Эмоции можно понимать как организменные режимы работы или “программы”, которые эволюционировали для решения проблемы координации – адаптивной проблемы того, как наилучшим образом скоординировать большие наборы когнитивных, физиологических и поведенческих механизмов таким образом, чтобы производить эффективные, но гибкие ответы на повторяющиеся ситуации влияющие на нашу эволюционную приспособленность (evolutionary fitness – успешная отправка своих генов в будущее в виде жизнеспособных внуков). Эмоции возникают в связи с активацией мотивационной системы (которая может быть вызвана угрозами или возможностями), ходом текущего поведения по отношению к цели системы и последствиями поведения (успех или неудача). 

Каждая эмоция работает как автономный “модуль”, который оценивает состояние мира и развертывает соответствующую реакцию при запуске, координируя целый сонм процессов. Однако существование большого количества специализированных эмоций порождает проблему координации второго порядка (как согласовать координаторов); кроме того, значение ситуации в данный момент времени часто критически зависит от предшествующей последовательности ситуаций (рассмотрим, например, месть, предательство или примирение), что создает дополнительные трудности для процесса оценки (проблема интеграции последовательности). В качестве решения этих проблем автор статьи предлагает  координационные механизмы второго порядка – мотивационные системы.

В основе предложенной им общей архитектуры мотивации лежат два различных, но взаимодействующих “двигателя”, которые вместе дают направление и цель поведению организма. поведение. Первый двигатель – это набор мотивационных систем, которые устанавливают основные биологические цели организма, такие как физическая безопасность, спаривание и забота о потомстве. Точное количество и природа этих систем, а также их отношения взаимной активации/ингибирования – будут варьироваться у разных видов. Второй двигатель – это инструментальная система система преследования инструментальных целей (instrumental goal pursuit system, IGPS), открытая система, которая управляет достижением более узких, более конкретных целей в жизни организма от момента к моменту (иди туда, сделай то). В отличие от мотивационных систем, IGPS не имеет заранее определенных целей; Она хранит и управляет списком активных целей (т.е. актуальных на данный моментт), направлять цепочку соответствующих действий для достижения этих целей, и контролировать успехи/неудачи организма.

Работа IPGS координируется процедурными эмоциями, которые регулируют стремление к цели. Это фрустрация, удовлетворение, разочарование, скука, чувство правильности / неправильности в отношении результатов своих действий, а также тревожная нерешительность при наличии неразрешенных конфликтов между целями.

Отдельная категория – это ноэтические/”умственные” эмоции (от греческого noētikos, умственный/интеллектуальный) возникающие в контексте прогнозирования, ошибок прогнозирования, сбора информации, консолидации или пересмотра внутренних моделей. Ноэтические эмоции, такие как удивление, интерес, озадаченность и веселье, представляют собой основную особенность психологического функционирования на стыке восприятия, мышления и мотивации. Поскольку действие и знание глубоко взаимосвязаны, существует некоторое совпадение между ноэтическими и процедурными эмоциями. Ярким примером является скука, которая может возникать при выполнении задач, которые воспринимаются как повторяющиеся и бессмысленные (т.е. не связанные с важными и/или срочными целями), а также при столкновении с информацией, которая не имеет отношения к делу или слишком предсказуема

Если эмоции – это координационные программы, которые адаптивно организуют деятельность других психологических и физиологических механизмов, то мотивационные системы и IGPS можно понимать как координационные механизмы второго порядка. А вот координацию третьего порядка обеспечивают механизмы настроения (mood mechanisms), которые отражают интегративные оценки организма и окружающей среды. Настроения, если просто, это комплексная оценка вероятности столкновения с угрозами и возможностями, динамики недавних результатов, прогресс (или его отсутствие) в достижении целей индивида и ожидаемый успех будущих действий.

A general motivational architecture for human and animal personality

Вам понравилось? Поддержите проект!
Become a patron at Patreon!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

Site Footer